Делимся опытом

Знакомьтесь: Каковкина Тамара Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей № 12 города Донецка»

Делимся опытом

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 20 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЯТИКЛАССНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА

«СИНТАКСИС СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА»

(из опыта работы)

Подготовила

учитель русского языка и литературы

МОУ «Школа № 20 города Донецка»,

специалист высшей категории,

учитель-методист

Дьяченко Наталья Анатольевна

Современная доктрина развития образования направляет педагогическую науку на поиск новых принципов и критериев выбора содержания образования, новых технологий, ведущих к высокой теоретической и практической подготовке ученика, ориентированных на развитие личности, в частности её творческих способностей. Любая научная и педагогическая деятельность в этом русле является актуальной. Поэтому педагогическая проблема, над которой мы работаем на протяжении последних лет, – «Развитие творческих способностей школьников на уроках изучения синтаксиса и пунктуации современного русского языка».

Среди исследований педагогов и методистов [СЛАЙД 2], в которых рассматривается заявленная проблема, стоит назвать работы Л.С. Выготского, В. И. Андреева, В. И. Барко, Г.Б. Варламова, Е.П. Ильина, Б. А. Житника, В. Д. Шадрикова и других [Андреев, 1988; Барко, 2005; Варламов, 2006; Ильин, 2012; Житник, 2005; Шадриков, 1991].

В методической литературе до сих пор рассматривались отдельные вопросы развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка. Следовательно, назрела необходимость изучить эту проблему с точки зрения системного подхода, что продиктовано не только общетеоретическими принципами, но и потребностями жизни.

Целью [СЛАЙД 3] своей педагогической деятельности мы ставим разработку систематического подхода к развитию творческих способностей школьников при изучении курса «Синтаксис современного русского языка». Введение системного подхода к формированию творческих способностей учащихся должно обеспечить развитие их креативного, нестандартного, самобытного мышления и повысить уровень знаний по русскому языку в целом.

Для начала определим ключевые понятия: «творческие способности», «метод», «прием» – и рассмотрим критерии оценки уровня развития творческих способностей учащихся.

Творческие способности [СЛАЙД 4] – это особые способности личности, связанные с возможностью решать поставленные задачи нестандартным способом, определяющие возможность создания нового в духовной и материальной культуре человечества и являющиеся результатом овладения человеком знаниями и умениями, необходимыми для различных видов творчества.(Е.Торренс, А. Н. Леонтьев, А. Г. Маклаков)

Критериями оценки уровня развития творческих способностей учащихся [СЛАЙД 5] являются когнитивно-эмоциональный, личностно-креативный, мотивационно-ценностный, деятельностно-процессуальный, рефлексивный.

Н.В. Кондратьева определяет эти критерии следующим образом:

— когнитивно-эмоциональный [СЛАЙД 6], призванный выявлять способность нестандартно мыслить, продуцировать множество идей, разрабатывать оригинальные творческие проекты;

— личностно-креативный [СЛАЙД 7], указывающий на способность активизировать собственный творческий потенциал, использовать воображение, действовать предельно самостоятельно;

— мотивационно-ценностный [СЛАЙД 8], характеризующий желание принимать участие в творческой деятельности, создавая творческий продукт;

— деятельностно-процессуальный [СЛАЙД 9], отражающий способность применить умения и навыки для организации самостоятельной творческой деятельности, стремление достигнуть определённого результата;

— рефлексивный [СЛАЙД 10], раскрывающий способность школьника к самоанализу, саморефлексии, объективной критике своих и чужих достижений.

Метод [СЛАЙД 11] представляет собой упорядоченный способ деятельности, предполагающий взаимосвязь и взаимодействие преподавания и учения, способствующий достижению учебно-воспитательных целей. (П. И. Пидкасистый) Метод включает в себя комплекс приёмов и средств обучения.

Приём – компонент метода, ведущий к решению конкретных задач; это действия учителя, направленные на передачу знаний, формирование навыков и умений, стимуляцию учебной деятельности учащихся для решения определённых задач. (Азимов)

Методическая литература предлагает различные классификации методов обучения, определяет роль креативных методов обучения в развитии творческих способностей учащихся и их место в общей классификации методов обучения; в работах дидактов анализируются основные креативные методы [СЛАЙД 12] («Мозговой штурм», или брейнсторминг, «Корабельный совет», или «Совещание пиратов», синектика и эмпатия, или перевоплощения, «Морфологический анализ», или метод многомерных матриц, кейс-метод, или кейс-стади, метод конкретных ситуаций, «Придумывание», «Образная картина», гиперболизация и агглютинация, инверсия, или обращение, инцидент, «Если бы…», «Снежный ком»,«Лэпбук») и приёмы [СЛАЙД 13] («На вкус и цвет», «Удиви», «Фантастическая феерия», «Алгоритмизация», «Поймай ошибку», «Кроссворд», «Ассоциативные схемы», «Паучки», «Видано-невиданно», «Репортеры», «Портрет», «Перепишу параграф по-своему», «Создай тест», «Рисунок на скале», «Эссе», «Синквейн», «Бортовой журнал») обучения.

Вашему вниманию предлагается разработанная для эффективного изучения курса синтаксиса современного русского языка в 5 классе система упражнений (примеры применения творческих методов и приёмов), основанная на креативных методах и приёмах, учитывающая возрастные и психологические особенности учащихся. Кроме того, мы определяемдидактические и методические условия использования нестандартных методов и приемов.

Данная система упражнений при пропедевтическом изучении темы «Синтаксис и пунктуация» в 5-м классе общеобразовательной школы показала, что применение креативных методов и приёмов [СЛАЙД 14] способствует созданию атмосферы увлеченности процессом обучения, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности учащихся, их творческой активности.

Как уже отмечалось, креативные методы и приёмы должны соответствовать возрастным и психологическим особенностям школьников, а также во время учебного занятия нельзя задействовать более одного креативного метода или приёма.

Предлагаем вашему вниманию описание способов применения следующих креативных методов и приёмов [СЛАЙД 15]: методы «Мозговой штурм», «Морфологический анализ», «Если бы …», «Снежный ком»; приёмы «Паучки», «Кроссворд», «Кластер», «Синквейн», «Рисунки на скале», «Портрет».

Отметим, что нестандартные методы и приёмы соответствуют уровню подготовки учащихся, их возрастным и психологическим особенностям.

В пятом классе школьники способны составить схему, подобрав ключевые слова по теме (приём «Паучки») [СЛАЙД 16]. «Паучки» представляют собой небольшие структурно-логические схемы: слово обводят овалом и к нему подбирают ключевые слова, которые характеризуют это понятие. Эти слова образуют «ножки паучка». Подобные схемы используются для развития устной речи при характеристике понятий. Можно в 5 классе использовать кластеры.По форме кластер напоминает собой модель нашей звездной системы. Ключевое понятие записывается в центре кластера, а по сторонам располагаются соединённые с ним главные смысловые единицы: слова или фразы, передающие ассоциации, образы, идеи, факты. При этом последние также могут содержать расположенную вокруг себя уточняющую информацию, что позволяет более полно раскрыть тему и расширить логические связи.

На этапе подведения итогов и рефлексии учащиеся обобщают изученное с помощью составления синквейна [СЛАЙД 17].

Для работы с языковыми явлениями при условии отсутствия какого-либо необходимого элемента применяется метод «Если бы…», сущность которого заключается в создании учащимися собственных высказываний, основанных на воображении и фантазии.

Учащиеся пятых классов работают с «наскальной живописью», расшифровывая записанные схемы (приём «Рисунки на скале») [СЛАЙД 18].

Пятиклассники на уроках русского языка учатся работать в парах, малых и больших группах, высказывать и отстаивать собственное мнение, при этом внимательно слушая одноклассников, приходить к общему решению (метод «Снежный ком») [СЛАЙД 19].

На уроке систематизации и обобщения знаний учитель даёт учащимся ряд утверждений, описывающих то или иное лингвистическое явление, которое школьники должны «узнать» (приём «Портрет»).

Как мы видим, предложенная нами система упражнений [СЛАЙД 20] с использованием креативных методов и приёмов, направленных на активизацию познавательной деятельности и самостоятельности школьников, повышает уровень учебной активности учащихся, их заинтересованность в выполнении задач нестандартного характера; возможность дифференциации заданий по уровням сложности; стимулирует мыслительные процессы учащихся, их самостоятельность; способствует более легкому усвоению учащимися нового материала, в частности лингвистических понятий.

Предложенная нами система использования креативных методов и приёмов, направленных на активизацию познавательной деятельности и самостоятельности школьников, повышает уровень их учебной активности, заинтересованность в выполнении задач нестандартного характера; возможность дифференциации заданий по уровням сложности; стимулирует мыслительные процессы учащихся, их самостоятельность; способствует более легкому усвоению учащимися нового материала, в частности лингвистических понятий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва: Изд-во ИКАР, 2009. 448 с.
  2. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казанского университета, 1988. 238 с.
  3. Барко В. И. Развитие способностей и творческого потенциала // Одаренный ребенок. 2005. № 1. С. 27–31.
  4. Житник Б. О. Методический советчик: формы и методы обучения. Харьков: Изд. группа «Основа», 2005. 128 с.
  5. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости. Санкт-Петербург: ООО Изд-во «Питер», 2012. 448 с.
  6. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособ. для преподавателей. Санкт-Петербург: КАРО, 2002. 368 с.
  7. Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса // Психология: учебник для гуманитарных вузов / под. ред. В. Н. Дружинина. Санкт-Петербург: Б. в., 2009. С. 597–606.
  8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие. Издание 2-е. Москва: Политиздат, 1977. 304 с.
  9. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 583 с.
  10.  Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. Москва: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.
  11.  Садкина В. И. 101 интересная педагогическая идея. Как сделать урок. Харьков: Изд. группа «Основа», 2008. 88 с.
  12. Шадриков В. Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей / отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. Москва: Наука, 1991. с. 5–13.

Электронные ресурсы

  1. Варламов Г. Б. Применение нетрадиционных мероприятий для повышения творческой составляющей учебного процесса в университете [Електронный ресурс]: Киев, 26 сентября 2006 г. Режим доступа: https://svitppt.com.ua/rizne/metodi-navchannya.html (дата обращения: 18.08.2019).
  2. Кондратьева Н.В. Критерии, показатели и уровни развития творческих способностей младших школьников// Современные наукоёмкие технологии. 2015. № 12-1. С. 99-102.