Прочтите! Не пожалеете!

Родной язык      

О языке, как о каждом из нас,

Можно судить по стилистике фраз,

По красоте словотворных  решений,

Точности мысли, произношению,

Невероятному слова склонению

И своевольному ударению.

Незаурядный, порой архаичный,

Звенящий, парящий и мелодичный,

Он просто РОДНОЙ. Всё сказано этим.

Родной – это значит – один в целом свете,

Единственный, нами хранимый, любимый,

Простой и понятный. Неповторимый!

Город, которому больше ста лет

Точка на карте. Их много на свете.

Речка, степной обжигающий ветер,

Холмы терриконов, ленты дорог,

У каждого дома родимый порог.

На этой земле есть у каждого роза,

И в этом краю есть у каждого хлеб,

Алеют магнолии, вьются стрекозы

В городе, которому больше ста лет.

Полуденный зной или сильный мороз –

Последними были бы эти из бед

У жителей, лучших ценителей роз,

Города, которому больше ста лет.

Внезапно беда подступила открыто

И в окна стучит, разбудив целый свет.

Оглохнув от грохота, просит защиты

Город, которому больше ста лет.

Возможно ли всё изменить, перестроить,

Переиначить судьбу… или нет?

Вмешайся, Создатель, чтоб силы утроить

Городу, которому больше ста лет.

Сжимается сердце израненной птицей

У жителей, преданных этой земле,

И будет ещё ими очень гордиться

Город, которому больше ста лет.

Автор — Наталия Николаевна Полунина

Делимся опытом

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 20 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЯТИКЛАССНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА

«СИНТАКСИС СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА»

(из опыта работы)

Подготовила

учитель русского языка и литературы

МОУ «Школа № 20 города Донецка»,

специалист высшей категории,

учитель-методист

Дьяченко Наталья Анатольевна

Современная доктрина развития образования направляет педагогическую науку на поиск новых принципов и критериев выбора содержания образования, новых технологий, ведущих к высокой теоретической и практической подготовке ученика, ориентированных на развитие личности, в частности её творческих способностей. Любая научная и педагогическая деятельность в этом русле является актуальной. Поэтому педагогическая проблема, над которой мы работаем на протяжении последних лет, – «Развитие творческих способностей школьников на уроках изучения синтаксиса и пунктуации современного русского языка».

Среди исследований педагогов и методистов [СЛАЙД 2], в которых рассматривается заявленная проблема, стоит назвать работы Л.С. Выготского, В. И. Андреева, В. И. Барко, Г.Б. Варламова, Е.П. Ильина, Б. А. Житника, В. Д. Шадрикова и других [Андреев, 1988; Барко, 2005; Варламов, 2006; Ильин, 2012; Житник, 2005; Шадриков, 1991].

В методической литературе до сих пор рассматривались отдельные вопросы развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка. Следовательно, назрела необходимость изучить эту проблему с точки зрения системного подхода, что продиктовано не только общетеоретическими принципами, но и потребностями жизни.

Целью [СЛАЙД 3] своей педагогической деятельности мы ставим разработку систематического подхода к развитию творческих способностей школьников при изучении курса «Синтаксис современного русского языка». Введение системного подхода к формированию творческих способностей учащихся должно обеспечить развитие их креативного, нестандартного, самобытного мышления и повысить уровень знаний по русскому языку в целом.

Для начала определим ключевые понятия: «творческие способности», «метод», «прием» – и рассмотрим критерии оценки уровня развития творческих способностей учащихся.

Творческие способности [СЛАЙД 4] – это особые способности личности, связанные с возможностью решать поставленные задачи нестандартным способом, определяющие возможность создания нового в духовной и материальной культуре человечества и являющиеся результатом овладения человеком знаниями и умениями, необходимыми для различных видов творчества.(Е.Торренс, А. Н. Леонтьев, А. Г. Маклаков)

Критериями оценки уровня развития творческих способностей учащихся [СЛАЙД 5] являются когнитивно-эмоциональный, личностно-креативный, мотивационно-ценностный, деятельностно-процессуальный, рефлексивный.

Н.В. Кондратьева определяет эти критерии следующим образом:

— когнитивно-эмоциональный [СЛАЙД 6], призванный выявлять способность нестандартно мыслить, продуцировать множество идей, разрабатывать оригинальные творческие проекты;

— личностно-креативный [СЛАЙД 7], указывающий на способность активизировать собственный творческий потенциал, использовать воображение, действовать предельно самостоятельно;

— мотивационно-ценностный [СЛАЙД 8], характеризующий желание принимать участие в творческой деятельности, создавая творческий продукт;

— деятельностно-процессуальный [СЛАЙД 9], отражающий способность применить умения и навыки для организации самостоятельной творческой деятельности, стремление достигнуть определённого результата;

— рефлексивный [СЛАЙД 10], раскрывающий способность школьника к самоанализу, саморефлексии, объективной критике своих и чужих достижений.

Метод [СЛАЙД 11] представляет собой упорядоченный способ деятельности, предполагающий взаимосвязь и взаимодействие преподавания и учения, способствующий достижению учебно-воспитательных целей. (П. И. Пидкасистый) Метод включает в себя комплекс приёмов и средств обучения.

Приём – компонент метода, ведущий к решению конкретных задач; это действия учителя, направленные на передачу знаний, формирование навыков и умений, стимуляцию учебной деятельности учащихся для решения определённых задач. (Азимов)

Методическая литература предлагает различные классификации методов обучения, определяет роль креативных методов обучения в развитии творческих способностей учащихся и их место в общей классификации методов обучения; в работах дидактов анализируются основные креативные методы [СЛАЙД 12] («Мозговой штурм», или брейнсторминг, «Корабельный совет», или «Совещание пиратов», синектика и эмпатия, или перевоплощения, «Морфологический анализ», или метод многомерных матриц, кейс-метод, или кейс-стади, метод конкретных ситуаций, «Придумывание», «Образная картина», гиперболизация и агглютинация, инверсия, или обращение, инцидент, «Если бы…», «Снежный ком»,«Лэпбук») и приёмы [СЛАЙД 13] («На вкус и цвет», «Удиви», «Фантастическая феерия», «Алгоритмизация», «Поймай ошибку», «Кроссворд», «Ассоциативные схемы», «Паучки», «Видано-невиданно», «Репортеры», «Портрет», «Перепишу параграф по-своему», «Создай тест», «Рисунок на скале», «Эссе», «Синквейн», «Бортовой журнал») обучения.

Вашему вниманию предлагается разработанная для эффективного изучения курса синтаксиса современного русского языка в 5 классе система упражнений (примеры применения творческих методов и приёмов), основанная на креативных методах и приёмах, учитывающая возрастные и психологические особенности учащихся. Кроме того, мы определяемдидактические и методические условия использования нестандартных методов и приемов.

Данная система упражнений при пропедевтическом изучении темы «Синтаксис и пунктуация» в 5-м классе общеобразовательной школы показала, что применение креативных методов и приёмов [СЛАЙД 14] способствует созданию атмосферы увлеченности процессом обучения, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности учащихся, их творческой активности.

Как уже отмечалось, креативные методы и приёмы должны соответствовать возрастным и психологическим особенностям школьников, а также во время учебного занятия нельзя задействовать более одного креативного метода или приёма.

Предлагаем вашему вниманию описание способов применения следующих креативных методов и приёмов [СЛАЙД 15]: методы «Мозговой штурм», «Морфологический анализ», «Если бы …», «Снежный ком»; приёмы «Паучки», «Кроссворд», «Кластер», «Синквейн», «Рисунки на скале», «Портрет».

Отметим, что нестандартные методы и приёмы соответствуют уровню подготовки учащихся, их возрастным и психологическим особенностям.

В пятом классе школьники способны составить схему, подобрав ключевые слова по теме (приём «Паучки») [СЛАЙД 16]. «Паучки» представляют собой небольшие структурно-логические схемы: слово обводят овалом и к нему подбирают ключевые слова, которые характеризуют это понятие. Эти слова образуют «ножки паучка». Подобные схемы используются для развития устной речи при характеристике понятий. Можно в 5 классе использовать кластеры.По форме кластер напоминает собой модель нашей звездной системы. Ключевое понятие записывается в центре кластера, а по сторонам располагаются соединённые с ним главные смысловые единицы: слова или фразы, передающие ассоциации, образы, идеи, факты. При этом последние также могут содержать расположенную вокруг себя уточняющую информацию, что позволяет более полно раскрыть тему и расширить логические связи.

На этапе подведения итогов и рефлексии учащиеся обобщают изученное с помощью составления синквейна [СЛАЙД 17].

Для работы с языковыми явлениями при условии отсутствия какого-либо необходимого элемента применяется метод «Если бы…», сущность которого заключается в создании учащимися собственных высказываний, основанных на воображении и фантазии.

Учащиеся пятых классов работают с «наскальной живописью», расшифровывая записанные схемы (приём «Рисунки на скале») [СЛАЙД 18].

Пятиклассники на уроках русского языка учатся работать в парах, малых и больших группах, высказывать и отстаивать собственное мнение, при этом внимательно слушая одноклассников, приходить к общему решению (метод «Снежный ком») [СЛАЙД 19].

На уроке систематизации и обобщения знаний учитель даёт учащимся ряд утверждений, описывающих то или иное лингвистическое явление, которое школьники должны «узнать» (приём «Портрет»).

Как мы видим, предложенная нами система упражнений [СЛАЙД 20] с использованием креативных методов и приёмов, направленных на активизацию познавательной деятельности и самостоятельности школьников, повышает уровень учебной активности учащихся, их заинтересованность в выполнении задач нестандартного характера; возможность дифференциации заданий по уровням сложности; стимулирует мыслительные процессы учащихся, их самостоятельность; способствует более легкому усвоению учащимися нового материала, в частности лингвистических понятий.

Предложенная нами система использования креативных методов и приёмов, направленных на активизацию познавательной деятельности и самостоятельности школьников, повышает уровень их учебной активности, заинтересованность в выполнении задач нестандартного характера; возможность дифференциации заданий по уровням сложности; стимулирует мыслительные процессы учащихся, их самостоятельность; способствует более легкому усвоению учащимися нового материала, в частности лингвистических понятий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва: Изд-во ИКАР, 2009. 448 с.
  2. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казанского университета, 1988. 238 с.
  3. Барко В. И. Развитие способностей и творческого потенциала // Одаренный ребенок. 2005. № 1. С. 27–31.
  4. Житник Б. О. Методический советчик: формы и методы обучения. Харьков: Изд. группа «Основа», 2005. 128 с.
  5. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости. Санкт-Петербург: ООО Изд-во «Питер», 2012. 448 с.
  6. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособ. для преподавателей. Санкт-Петербург: КАРО, 2002. 368 с.
  7. Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса // Психология: учебник для гуманитарных вузов / под. ред. В. Н. Дружинина. Санкт-Петербург: Б. в., 2009. С. 597–606.
  8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие. Издание 2-е. Москва: Политиздат, 1977. 304 с.
  9. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 583 с.
  10.  Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. Москва: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.
  11.  Садкина В. И. 101 интересная педагогическая идея. Как сделать урок. Харьков: Изд. группа «Основа», 2008. 88 с.
  12. Шадриков В. Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей / отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. Москва: Наука, 1991. с. 5–13.

Электронные ресурсы

  1. Варламов Г. Б. Применение нетрадиционных мероприятий для повышения творческой составляющей учебного процесса в университете [Електронный ресурс]: Киев, 26 сентября 2006 г. Режим доступа: https://svitppt.com.ua/rizne/metodi-navchannya.html (дата обращения: 18.08.2019).
  2. Кондратьева Н.В. Критерии, показатели и уровни развития творческих способностей младших школьников// Современные наукоёмкие технологии. 2015. № 12-1. С. 99-102.